Звукорежиссура – Часть 3. Майк Сеньор. Микширование баса: как построить прочный фундамент своего микса.

Звукорежиссура - Часть 3. Майк Сеньор. Микширование баса: как построить прочный фундамент своего микса.

Из глубин.

Тем не менее, восприятие баса в большинстве случаев не ограничивается только лишь областью ниже 100 Гц: среднечастотный диапазон определяет как тембральные характеристики инструментов, так и их слышимость при воспроизведении на узкополосных системах, таких, как большая часть бытовых устройств. Трудность заключается в том, что и практически все остальные элементы микса тоже борются за него. Для басовых инструментов главное поле битвы – это область «теплоты» ниже 300 Гц. Всем нравятся «тёплые» звуки, но если все инструменты вторгнутся в эту область, то вместо теплоты получится грязный неясный беспорядок.

Если имеется возможность более агрессивно обработать обрезными НЧ-фильтрами некоторые не басовые партии, то пользуйтесь ей. Только когда повышаете частоту среза каждого фильтра, слушайте всё в общем контексте микса. И как только начинаете замечать потерю теплоты, просто открутите частоту немного назад, пока эта потеря не перестанет ощущаться на слух. Работая с современной танцевальной и лёгкой мелодичной музыкой, Вы можете дать басу довольно много свободы в низкой середине. И это помогает подчеркнуть мелодические особенности партии, проясняет гармонию, создаёт качовый и чёткий саб-басовый ритм. Например, послушайте, как доминирует бас в области 100 – 200 Гц в таких треках, как Pink ‘Feel Good Time’ и Little Boots ‘New In Town’, или в таких более роковых вещах, как Maroon 5 ‘Harder To Breathe’ и Keane ‘Somewhere Only We Know’.

Эквализация низкой середины.

Звукорежиссура - Часть 3. Майк Сеньор. Микширование баса: как построить прочный фундамент своего микса.

Поскольку такая очистка спектра облегчает процесс микширования, заманчиво использовать её в качестве универсального средства. Однако, менее «электрифицированным» стилям нравится более равномерное распространение теплоты по инструментам. Сделав в своём эквалайзере узкий пик и протащив его по диапазону низкой середины, Вы сможете определить местонахождение главных «тепловых» компонентов для каждого ключевого элемента. После этого, можно убрать менее важные частоты в одном треке, затеняющие характерные частоты в другом. И так в каждом. Обычно, это более эффективно, чем просто повышать их [а руки так и тянутся…].

Подобная разновидность эквализации может превратиться в весьма тягомотный процесс: зачастую, полудецибельные регулировки в этом диапазоне продолжаются вплоть до крайнего срока сдачи фонограммы. Сравнивая свою работу с соответствующими коммерческими треками, Вы сами себе поможете принять правильные решения по этому поводу. Кнопки заглушения – не менее ценные друзья. Отключая на время басовую партию, Вы выдвигаете на передний план другие треки, среди которых могут быть виновники чрезмерного утолщения среднечастотной тональности микса. По очереди отключая их, можно быстро отыскать проблему.

Настройки эквалайзера в этом диапазоне часто настолько «утончённы», что это первое, что требует серьёзной коррекции, когда изменяется аранжировка. В этих ситуациях, мультинг (multing – когда требующие разной обработки фрагменты одного трека переносятся на отдельные дорожки) станет хорошим выходом, поскольку он позволяет использовать различные наборы обработок для каждой секции песни. К примеру, в разрежённом запеве можно дать басовой партии больше низкой середины, а в насыщенном припеве, где вступает стена тяжёлых гитар, наоборот, нужно прибрать их, чтобы не получить чрезмерное наращивание этих частот, приводящее к гулкому и неясному общему звучанию.

Собственно говоря, в тяжёлых металических стилях, где широко панорамированные гитары просто жить не могут без достаточного количества низкочастотной энергии, Вам, скорее всего, придётся достаточно серьёзно прибрать низкую середину в басовой партии. Не исключено, что их останется там вообще с гулькин нос, но Вы вряд ли сможете получить хороший и широкий мясной риф, если вместо этого начнёте обрезать низкие частоты в гитарах. Аналогично, не бойтесь понижать этот басовый регион и в более лёгких композициях, если, к примеру, акустическая гитара или пианино занимают там центральное место.

Басовый верх.

Звукорежиссура - Часть 3. Майк Сеньор. Микширование баса: как построить прочный фундамент своего микса.

Одно секретное оружие, которое можно применять при микшировании любых басовых партий – это содержащиеся в них высокие частоты (главным образом то, что выше 300 Гц). Они позволяют выдвинуть на передний план уникальный тональный характер басового инструмента и заставляют слушателя обратить на него своё прямое внимание – особенно при воспроизведении на небольших системах.

Область 1 кГц весьма ценна в этом отношении, поскольку повышение здесь не опрокидывает баланс между теплотой и грязью, не посылает много шипения, гудения усилителей или свиста фильтров в область презенса/резкости 3 – 6 кГц. Поскольку большой барабан доминирует в зоне 60 – 100 Гц, а тяжёлые гитары в следующей, более высокой области, то не удивительно, что роковые и митольные басы часто бронируют себе место в окрестностях 1 кГц. «Иногда просто шокирует, когда понимаешь, сколько надо добавить верхов к басу, чтобы его было нормально слышно в треке», отмечает знаменитый микс-инженер Рич Кости. Он продолжает: «Сам по себе басовый звук может звучать довольно коряво, но среди плотной стены остальных треков это повышение в верхах обычно работает прекрасно».

Если Вы решили прибегнуть к подобной эквализации, то не забывайте регулярно проверять результат на маленьких колонках. На большой акустике бас будет слышен всегда, но если на маленьких он пропадает, то, вероятно, потребуется поднять среднечастотный диапазон. Если Вы делаете там значительный подъём, то не лишним будет использовать дополнительный LP-фильтр с частотой 2 – 3 кГц. Он оградит от широкополосных высокочастотных шумов, могущих помешать деликатным «воздушным» частотам в ведущих инструментах и вокале.

Добавление искусственных гармоник.

Звукорежиссура - Часть 3. Майк Сеньор. Микширование баса: как построить прочный фундамент своего микса.

Если басовый звук содержит совсем мало среднечастотной энергии, то эквалайзер тут уже не особо поможет. Одна из тактик, позволяющая заполнить данную область спектра – это продублировать партию при помощи MIDI или сделать ещё одно наложение того же инструмента, возможно, на октаву выше. С умом фильтруя спектр этого дополнения, Вы можете одурачить слух, заставив его поверить, что это неотъемлемая часть оригинального баса.

Искажение создаёт новые гармоники, так что пробуйте разные процессоры, поскольку у них может быть широчайший диапазон контрастирующих характеров. Обычно я достаточно жёстко эквализирую этот эффект, чтобы искажение генерировало только нужные частоты. Поэтому, в основном я вставляю его в шину посыла, а не в инсерт басового канала или подгруппы.

Существуют также специализированные басовые энхансеры, такие, как Waves Renaissance Bass или Universal Audio Precision Hz. Они тоже генерируют среднечастотные гармоники от фундаментальных басовых частот, но делают это более тонко и «психоакустично», нежели простые процессоры искажения. Они позволяют получить субъективное ощущение мяса и веса, при этом не добавляя никакой саб-басовой энергии. С этими процессорами легко переборщить, сделав мутное неясное звучание в миксе, поэтому, часто необходима некоторая компенсирующая эквализация обработанного басового сигнала.

Завершая тему эквализации, я хотел бы сказать, что обрабатывая один канал в мультимикрофонной записи или возврат с параллельного эффекта искажения, Вы можете ввести дополнительное фазовое смещение, в некоторых случаях приводящее к неожиданным тональным изменениям. Это не обязательно происходит всегда и везде, но я считаю, что если Вы уже провели работу по выравниванию фазы и полярности, то лучше использовать такую эквализацию по минимуму. В противном случае, потребуется снова обратиться к полярно-фазовым регулировкам.

Динамика

Звукорежиссура - Часть 3. Майк Сеньор. Микширование баса: как построить прочный фундамент своего микса.

Акустический и чистый электрический басы имеют динамический диапазон, слишком широкий для большинства современных популярных стилей. Поэтому, компрессия басовых инструментов применяется здесь часто и густо. Даже в случае тщательно запрограммированных синтезаторных MIDI-партий, басам часто идёт на пользу сглаживание нежелательных вариаций уровня. Обычная цель всего этого состоит в том, чтобы поместить инструмент в устойчивое фиксированное положение внутри микса. Таким образом, отношение 4:1 и выше – это весьма типичные настройки, как и жёсткий перелом характеристики компрессии (hard-knee). Однако, в не настолько коммерциализированных и/или акустических жанрах, далеко не всегда приветствуются побочные эффекты, связанные с жёсткой компрессией (пампинг, потеря атаки, искажение). Поэтому, здесь часто имеет смысл оставить маленькие колебания уровня, используя более низкое отношение и мягкое колено. Параллельная компрессия, с её более нежным воздействием, здесь тоже является частым выбором.

Главным образом, баланс баса зависит от таких параметров, как Threshold, Ratio и Make-up Gain (или их эквивалентов). Тем не менее, время атаки тоже может быть очень важным, особенно, если используется сильное подавление. Установите слишком быстрое срабатывание – и компрессор начнёт закруглять индивидуальные НЧ-пики, приводя к искажению; а если слишком медленное, то он не будет успевать реагировать на горячие пики, либо будет подчёркивать начала нот или шумы от прикосновения к струнам. Впрочем, чтобы восстановить справедливость, стоит сказать, что эти побочные эффекты могут быть полезными в некоторых случаях. Тем не менее, самые оптимальные параметры атаки для современной музыки обычно лежат между 1 и 30 миллисекундами.

Звукорежиссура - Часть 3. Майк Сеньор. Микширование баса: как построить прочный фундамент своего микса.

В отличие от этого, время восстановления в значительной степени зависит от того, насколько заметным Вы хотите сделать спад нот (decay) и какое количество подавления используете. При медленном восстановлении компрессор как бы придерживается естественной огибающей каждой ноты, а при быстром сбрасывает подавление более энергично и увеличивает сустейн. После того, как Вы определились с характером атаки, найти правильное восстановление обычно не составляет труда. Но если Вы работаете с более интимными инструментальными текстурами, то к этому вопросу надо подойти намного тщательней, чтобы избежать кратковременного немузыкального пампинга, особенно, если есть утечки от других инструментов на записи или в промежутках между нотами.

Изменение параметров атаки и восстановления обычно влияет на уровень подавления, поэтому смотрите на индикаторы и будьте готовы регулировать порог, отношение и выходной уровень в ответ на то, что Вы видите и слышите. Стоит также переключить компрессор в режим RMS, поскольку он усредняет быстрые колебания уровня и управляет басовыми звуками более музыкально. Не волнуйтесь, если кнопки RMS там нет, поскольку этот режим стандартен для большинства компрессоров. Поэтому, не стоит отклонять какой-то процессор только лишь потому, что на нём мало кнопочек и крутилочек. (И, действительно, некоторые классические компрессоры, весьма часто используемые при обработке баса, совершенно не перегружают пользователя избытком органов управления. Показательные примеры – это Gates Sta-Level и Teletronix LA2A.)

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

w

Connecting to %s